Мода 80-ых
История моды 80-ых годов знаменита разнообразием стилей и образов. В те годы существовало множество модных направлений. Среди них всех наиболее знаковым был силуэт с широкими плечами. Стали модны излишества: огромные подплечники, юбки-тюльпаны, разнообразные клипсы, браслеты, бусы и прочая бижутерия. Это было десятилетие контрастов. Деловые костюмы, куртки - косухи, свитера с люрексом, обтягивающие юбки до колена, стиль панков - все это лицо 80-ых годов.
В нашем сознании от 1980-ых годов осталось четыре наиболее ярких типичных образа: образ агрессивной «деловой женщины» - “Power Dressing”, одежда в стиле «секси», «романтичная» - New Romantics и образ «поклонницы фитнесса» в обтягивающих лосинах и со спортивной повязкой на голове. В моде 80-ых сформировался спортивный стиль, который родился благодаря Джейн Фонде. В 1983 г. она выпускает видеокурс аэробики, которая становится повальным увлечением. Одежда для аэробики, так же как и хорошая физическая форма входят в моду.
Позже это складывается в настоящий культ тела - в массовую популярность боди-билдинга, шейпинга и других технологий, позволяющих формировать «идеальное тело». Стали популярны спортивные костюмы на молнии, обычно сшитые из нейлоновых тканей, верхняя часть которых была со свободным низом и подчеркнутой талией. Цвета были преимущественно яркие, часто костюмы шили из контрастных тканей. Типичные комбинации цветов того времени: фиолетовый с белым или зеленым, сине-зеленый и фиолетовый, фиолетовый и розовый, желтый и фиолетовый, персиковый, глубокий синий и светло-голубой, черный и белый, белый и красный, а также мульти-цвета, сгенерированные на компьютере.
«Деловая женщина» 80-ых одевалась в соответствии с весьма своеобразным дресс-кодом: обязательная мини-юбка и широкий, просторный пиджак в стиле «клубного блайзера», зачастую двубортный, с очень широкими плечами и английским воротником. Сексуальность становится одним из способов достижения успешной деловой карьеры и проникает в деловые костюмы. В офисе, как правило, женщину украшали яркий макияж и массивные «золотые» клипсы. Кроме того, деловой стиль 1980-ых вспомнил о костюмах «Шанель» строгих, с прямым пиджаком, без воротника, зачастую отделанный кантом. Как правило, дополнялось это простой футболкой или дорогой шелковой блузкой, и статусной сумкой (зачастую поддельной).
Женские костюмы 80-ых по своему крою очень напоминали мужские и часто такие костюмы носили с обувью на высоком каблуке. Это было время, когда женщины завоёвывали своё место в бизнесе и им казалось, что добиться успеха в суровом мире жестоких мужчин можно лишь во всём им подражая. И это в полной мере относилось к одежде. Многие модели для деловых леди взяты из запасников мужской, деловой моды. Не только строгие костюмы и рубашки в мужском стиле, но и галстуки или портфели прижились в женском гардеробе.
«Секси» стиль был тоже агрессивно-вызывающим, выражающийся в подчеркивании всех достоинств фигуры путем использования форм нижнего белья («корсетный» стиль Ж.-П. Готье), новых материалов, позволяющих простейшим способом добиться максимального облегания - лайкры, стретч-материалов.
Внедрение лайкры сделало возможным массовое распространение облегающего силуэта - легинсы, трикотажные «платье-труба», «юбка-труба», короткие юбки - «баллоны», стали самыми популярными моделями одежды для свободного времени. Первыми лайкру применили в спортивной одежде Вилли Богнер, в обычной одежде - Норма Камали в США, Аззедин Алайя во Франции. Образы «агрессивных соблазнительниц» создавали Т. Мюглер и Дж. Версаче.
Популярность набирало и увлечение бальными танцами. Танцевальная мода вдохновила дизайнеров, и рынок одежды наполнился пышными юбками, летящими силуэтами, рваными краями платьев. Эта мода была перенята от вальса и фокстрота. Латинские танцы, такие как румба, ча-ча-ча, и самба, тоже оказали свое влияние: появилась одежда, облегающая тело как перчатка, обычно из такой одежды делали топы и боди. Пиком моды 80-ых были также ангоровые кофточки с люрексом и рукавами – «летучая мышь», мини-платья, расшитые бисером и стразами. Талия обязательно подчеркивалась широким поясом, брюки носили в основном прямые или зауженные книзу, так называемые «бананы». Дополнялось это богатым начесом, яркими тенями до бровей, массивными пластмассовыми украшениями или сверкающими «бриллиантовыми» колье, как у тех же героинь «Династии».
«Романтический стиль» вошел в моду 80-ых благодаря принцессе Диане и ее знаменитому свадебному платью – с пышной юбкой и не менее пышными рукавами. Приметами этого своеобразного стиля были платья с широкими юбками до колен, с затянутой талией. А также особым очарованием отличались шелковые блузки с романтичными «воланами» по бокам застежки, воротничками - «стоечками», рюшами, «галстучками» и бантами на груди, широкими рукавами с манжетами. Однако, корпоративный бизнес-стиль и стиль одежды Маргарет Тэтчер также сказались на развитии вечерних костюмов этого десятилетия.
На Западе 1980-ые годы были годами экономического подъема с усилением неоконсервативных тенденций во всех областях жизни (политике, экономике), с ростом доходов, оживлением в экономике, повышением жизненного уровня.
В моде неоконсервативные тенденции проявились в ставшем модным «классическом» стиле, прежде всего, в классических костюмах. Появляются классические «бизнес-костюмы» в стиле «яппи» (так называли молодых людей, быстро разбогатевших на спекуляциях на рынке недвижимости). Костюм становится символом успешной карьеры, на которую была ориентирована молодежь 1980-ых гг., более консервативная, чем их родители. Потребители стремились покупать престижные товары узнаваемых марок. Это объясняет популярность фирм с ярко выраженными стилями — «Шанель», «Версаче», «Хюго Босс», «Москино», «Лакруа». В 1980-ые гг. не просто возродились классические формы, произошла трансформация классических стилей в сторону современности, соединения несоединимого, т.е. появился стиль «неоклассика»В 80-ых возродилось постоянное, порой чрезмерное, ношение украшений, драгоценностей, бижутерии в дополнение к гардеробу. Cтали активно использоваться большие, если не сказать огромные, длиною в несколько сантиметров, ниспадающие на плечи серьги, позолоченные или жемчужные, с драгоценными камнями. Камни же в украшениях могли быть как искусственные, так и настоящие, цепочки – из золота, жемчуга, бриллиантов. Со временем это привело к тому, что такая манера ношения украшений стала обычным делом, их одевали как днем, так и вечером.
Из-за популярности сериала “Даллас”, где актеры носили достаточно пышные прически, в моду вошли и высокие прически. Тогда стали часто использоваться муссы и гели для волос.
Богатое использование ткани в отделке рукавов в стиле «крылья летучей мыши» было популярно благодаря тенденции эпохи к непомерному использованию всего. Такой стиль – “крылья летучей мыши” – нашел себя в вязаных свитерах с капюшонами и воротниками. Иногда они имели отделку различных форм из атласа, мохера, ангорской шерсти. В вязаных вещах использовались плечики. Блузки 80-ых помогали создавать романтичный образ, к тому же они смягчали строгость жакетов и костюмов. Они имели замысловатый покрой, с воротничками и с отделкой, напоминающей галстук, со складками в плечах или же так, что застегивались взахлест. Блузки того времени шились из шелка, либо из синтетических атласных тканей. Большие жакеты стали частью вечерних нарядов. С широкими плечами, богато украшенные парчой, камнями, с позолотой или цепочками, жакеты стали частью повседневного гардероба. Помимо этого, чтобы придать жакетам больше женственности – т.к. они по крою сильно напоминали мужские - рукава у них, так же как и у блузок, делали либо довольно широкими, либо просто подворачивали.
Дополнять гардероб различными аксессуарами было актуально на протяжении всего десятилетия. Так, в середине 80-ых в моду вошли платки, большие, квадратные шарфы-кашне, изготовленные из шерсти или акрила с необычными, экзотическими узорами или дизайном в стиле “пейсли” (особая расцветка, напоминающая турецкие орнаменты). Богато украшенные платки с узорами или одноцветные, с бахромой, покрывающие плечи поверх основной одежды, являлись завершающим штрихом образа.
Как уже упоминалось ранее, в 80-ые в одежде часто стали использоваться плечики-подкладки. Постепенно их стали выпускать для самых разнообразных предметов одежды для женщин. Трикотажные вещи, обычные рубашки и футболки шились со специальной липучкой, на которые можно было бы прикрепить плечики. Со временем модельеры стали понижать на блузках линию плеча – она стала находиться где-то между локтем и плечом. Такая форма одежды была популярна на протяжении десяти лет, потому что из-за своих мягких линий и форм очень нравилась женщинам, равно как и плечи округленной формы.
Большие жакеты стали частью вечерних нарядов. С широкими плечами, богато украшенные парчой, камнями, с позолотой или цепочками, жакеты стали частью повседневного гардероба. Помимо этого, чтобы придать жакетам больше женственности – т.к. они по крою сильно напоминали мужские - рукава у них, так же как и у блузок, делали либо довольно широкими, либо просто подворачивали.
Дополнять гардероб различными аксессуарами было актуально на протяжении всего десятилетия. Так, в середине 80-ых в моду вошли платки, большие, квадратные шарфы-кашне, изготовленные из шерсти или акрила с необычными, экзотическими узорами или дизайном в стиле “пейсли” (особая расцветка, напоминающая турецкие орнаменты). Богато украшенные платки с узорами или одноцветные, с бахромой, покрывающие плечи поверх основной одежды, являлись завершающим штрихом образа.
В начале 80-ых в моду вошли сумочки – “клатчи” самых разнообразных расцветок, которые по своему цветовому решению подходили к обуви. На пике моды были стеганые сумочки от Chanel, а также большие сумки от Louis Vuitton. Миллионы женщин покупали такие стеганые сумочки от Chanel с ремнем из золотой цепочки. Альтернативным вариантом такого аксессуара для повседневности были нейлоновые сумки от Prada. В моду вернулись шляпы всевозможных стилей. Расцветки этих головных уборов в данном десятилетии были самыми разнообразными, как, впрочем, и их формы – от маленьких до больших, с огромными полями и перьями. Помимо всего прочего, шляпы стали и частью своеобразного дресс-кода различных общественных мероприятий. Актуальными в 80-ые стали и колготки, но либо эластичные, либо сделанные из тонкого кружева. Украшались они рисунками, например, с цветами. С середины десятилетия и до начала 90-ых обычным делом стали непрозрачные, разных оттенков колготки, подобранные под обувь. Исключение составлял лишь строгий стиль, где из всего спектра цветов допустимым был лишь черный.
Модной была обувь как на низком, так и высоком каблуке. Легкая, с острыми мысами, обувь (туфли-лодочки), а также отделанная металлическими деталями или позолотой, сочетаемая с любым нарядом, была особенно актуальна в 1987 году. Однако высокий каблук был по-прежнему актуален в вечерних нарядах. Вместе с тем, обувь от Doc Martens (ботинки на шнуровке) по-прежнему нравилась городским модникам. Цветовая же гамма ботинок и туфелек была очень разнообразна вплоть до начала 90-ых. Концепция строгого костюма для женщин, особенно в отношении одежды для работы просуществовала до 1987 года, а к началу 90-ых и вовсе потеряла свою актуальность.
В 1991 - 1993 годы размеры плеч в одежде и вставок - плечиков стали уменьшаться. В свою очередь, женщины стали все реже носить подобные вещи, что объяснялось их желанием иметь гардероб, соответствующий веяниям времени. Но, несмотря на существующее сегодня мнение, что подобный стиль одежды - иначе говоря, Power Dressing, где преобладают строгие формы - канул в лету, это направление в моде продолжает существовать в корпоративной, офисной одежде. По-прежнему актуальны простые, строгие черные, темно-коричневые брючные костюмы или же жакеты с юбками-карандашами – они остаются основной составляющей гардероба деловых женщин.
Концепция строгого костюма для женщин, особенно в отношении одежды для работы просуществовала до 1987 года, а к началу 90-ых и вовсе потеряла свою актуальность.
80-ые годы - период расцвета буржуазного шика в моде. Логотипы дизайнеров становятся заметными деталями одежды, подчёркивающими её престижность. Этот период - пик расцвета Houte couture. Показы Высокой моды превращаются в представления. Самые состоятельные клиентки регулярно заказывали до 20 моделей к каждому сезону - цены от $20 000 за повседневное платье до $150 000 за свадебное. На первый план выходят дизайнеры, нарушающие общепринятые нормы, пародирующие и свободно трансформирующие традиционные формы: Жан-Поль Готье, Вивьен Вествуд, Джон Гальяно. В начале 1980-ых годов (также как и в конце 70-ых) существенные позиции в международной моде занимали японские дизайнеры: Иссей Мияке, Ямамото Кансай, Йоджи Ямамото, Реи Кавакубо и др. Если И. Мияке создал совершенно новую одежду с новыми свойствами из новых тканей на основе принципов формообразования традиционного японского костюма, оставляющей свободное пространство между телом и одеждой, то Й. Ямамото и Р. Кавакубо становятся основателями нового направления в дизайне одежды - деконструктивизма, экспериментируя с традиционной европейской конструкцией одежды: трансформируя ее, делая незавершенной и асимметричной (например, жакет только с одним рукавом или юбка с неровным с одного бока подолом).
В течении этого времени годы очень актуальными стали укороченные юбки, стиль которых считался международной модой. Дом Шанель предложил следующий костюм для модниц: спереди юбка чуть закрывает бедра и тесно прилегает к фигуре, а сзади материал укладывается в форме турнюра со шлейфом. Очень глубокое декольте драпируется воротником - шалью, для которой используется плотный шелк, тафта или любая другая шуршащая материя.
Был модным также и другой образ: "Skimp" (урезанный) силуэт, разработанный Ивом Сен-Лораном. Плотно обтягивающий фигуру джемпер с высоким воротом и длинными рукавами, мини-юбка, прямая и узкая, с боковыми карманами, доходит до середины бедра. На узкой талии затянут широкий пояс. Аксессуары состоят из длинных, много выше запястья, контрастного цвета перчаток и большой плоской круглой шляпы. На ногax колготки темно-телесного цвета и туфли на высоком каблуке.